• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся открытый бесплатный мастер-класс «Основы управления стейкхолдерами проекта»

28 ноября 2014 года состоялся открытый бесплатный семинар из осенней серии открытых бесплатных семинаров Высшей школы управления проектами НИУ ВШЭ  «Актуальные вопросы теории и практики управления проектами».

Заключительный семинар в данной серии прошёл по теме «Основы управления стейкхолдерами проекта»

Ведущий – Станислав Фурта

Профессор, доктор ф.-м. н.

 

                …Мы вступили в эпоху глобальных изменений, темп и «амплитуда» которых нарастает с пугающей быстротой. Меняется и мир бизнеса, и не только в смысле перехода к новым технологическим укладам, но и в смысле коренной смены мировоззренческой парадигмы. Участники Всемирных форумов в Давосе последних лет постоянно констатируют, что сотрясающие планету глобальные экономические кризисы являются порождением старой экономической модели. Эта модель основывается на идеях экономистов-либертарианцев: Фридриха Августа фон Хайека и Милтона Фридмана. Именно из постулатов функционирования свободного конкурентного рынка родился расхожий слоган: «Цель бизнеса – извлечение прибыли». Однако сегодня бизнес-сообщество дрейфует в своём сознании от «дикого капитализма» к иной концепции, нашедшей отражение в трудах Роберта Эдварда Фримэна. Фримэном провозглашается революционная идея: при достижении цели бизнеса, которая, между прочим, состоит не в извлечении прибыли, а в удовлетворении потребностей клиентов, невозможно не учитывать интересы различных заинтересованных сторон (стейкхолдеров) бизнеса. Термин Stakeholder часто неверно отождествляют с понятием акционера (Shareholder). Однако главный корень этого составного слова (stake – доля, участие) делает термин стейкхолдер куда более широким.

 

Стейкхолдеры (заинтересованные лица, дольщики, участники) бизнеса – люди (организации) или группы людей, имеющие или считающие, что они имеют, законные требования в отношении некоторых его аспектов. Целью заинтересованности может быть обеспечение личного интереса, доли в участии или выдвижение требований к бизнесу; эта цель может изменяться от удовлетворения неформального интереса в процессе участия в бизнесе и до выставления законных претензий…

 

Приведённое выше определение говорит о том, что каждый стейкхолдер по сути дела является объектом повышенного риска для бизнеса, но риска особенного, «человеческого» или «политического» свойства. В связи с этим, технологии управления рисками и технологии управления стейкхолдерами проекта должны иметь много общего. Однако, риски упомянутого типа плохо формализуемы, практически не поддаются количественной оценке, имеют скорее, детерминированный, а не вероятностный характер. В силу этого даже сам подход к идентификации и оценке стейкхолдерского окружения должен быть существенно модифицирован по сравнению со стандартной процедурой идентификации общих рисков.

 

Очень остро за последние годы встал вопрос о критическом влиянии стейкхолдерского окружения на реализацию проектов, как в частной, так и в государственной сфере. Это обстоятельство побудило методологов Института проектного менеджмента в США в новой 5-й редакции Свода знаний по управлению проектами (PMBOK Guide) ввести особую область знаний «Управление стейкхолдерами проекта». Однако в силу того, что область эта является абсолютно новой и плохо исследованной, приведённые там инструменты и методы чересчур академичны, заформализованы и требуют элементарного перевода на «человеческий язык».

 

Ведущий мастер-класса предложил свой ориентированный на практику взгляд на проблему, а также познакомил с некоторыми инструментами анализа стейкхолдерского окружения бизнеса или проекта и рассказать о тонкостях их практического использования.

 

На мастер-классе были рассмотрены такие вопросы как:

1) Кто такие стейкхолдеры проекта? Их классификация и основные группы.

2) Почему при анализе стейкхолдерского окружения необходимо выделять три уровня: рыночный, внутрикорпоративный и личностный?

3) «Медитативный» процесс идентификации стейкхолдеров

4) Карта заинтересованных сторон (Stakeholder Map) – основной инструмент идентификации и анализа стейкхолдерского окружения.

5) Экспертная оценка основных параметров стейкхолдера как объекта риска.

6) Что такое реестр стейкхолдеров и какую информацию следует в него заносить?

7) Матрица «Поддержка / противодействие х Сила влияния». Как использовать этот инструмент для формирования стратегии выстраивания взаимоотношений со стейкхолдерами?

8) Метрика А.В. Пирогова оценки человеческих рисков бизнеса или проекта.

9) Важность источника получения информации.

 Участники мастер-класса получили  возможность трансформировать полученные знания в навыки во время анализа кейса «Компания «Иммобилити»».

 Ждём Вас на наших следующих семинарах!