Состоялся открытый бесплатный мастер-класс «Основы управления стейкхолдерами проекта»
28 ноября 2014 года состоялся открытый бесплатный семинар из осенней серии открытых бесплатных семинаров Высшей школы управления проектами НИУ ВШЭ «Актуальные вопросы теории и практики управления проектами».
Заключительный семинар в данной серии прошёл по теме «Основы управления стейкхолдерами проекта»
Ведущий – Станислав Фурта
Профессор, доктор ф.-м. н.
…Мы вступили в эпоху глобальных изменений, темп и «амплитуда» которых нарастает с пугающей быстротой. Меняется и мир бизнеса, и не только в смысле перехода к новым технологическим укладам, но и в смысле коренной смены мировоззренческой парадигмы. Участники Всемирных форумов в Давосе последних лет постоянно констатируют, что сотрясающие планету глобальные экономические кризисы являются порождением старой экономической модели. Эта модель основывается на идеях экономистов-либертарианцев: Фридриха Августа фон Хайека и Милтона Фридмана. Именно из постулатов функционирования свободного конкурентного рынка родился расхожий слоган: «Цель бизнеса – извлечение прибыли». Однако сегодня бизнес-сообщество дрейфует в своём сознании от «дикого капитализма» к иной концепции, нашедшей отражение в трудах Роберта Эдварда Фримэна. Фримэном провозглашается революционная идея: при достижении цели бизнеса, которая, между прочим, состоит не в извлечении прибыли, а в удовлетворении потребностей клиентов, невозможно не учитывать интересы различных заинтересованных сторон (стейкхолдеров) бизнеса. Термин Stakeholder часто неверно отождествляют с понятием акционера (Shareholder). Однако главный корень этого составного слова (stake – доля, участие) делает термин стейкхолдер куда более широким.
Стейкхолдеры (заинтересованные лица, дольщики, участники) бизнеса – люди (организации) или группы людей, имеющие или считающие, что они имеют, законные требования в отношении некоторых его аспектов. Целью заинтересованности может быть обеспечение личного интереса, доли в участии или выдвижение требований к бизнесу; эта цель может изменяться от удовлетворения неформального интереса в процессе участия в бизнесе и до выставления законных претензий…
Приведённое выше определение говорит о том, что каждый стейкхолдер по сути дела является объектом повышенного риска для бизнеса, но риска особенного, «человеческого» или «политического» свойства. В связи с этим, технологии управления рисками и технологии управления стейкхолдерами проекта должны иметь много общего. Однако, риски упомянутого типа плохо формализуемы, практически не поддаются количественной оценке, имеют скорее, детерминированный, а не вероятностный характер. В силу этого даже сам подход к идентификации и оценке стейкхолдерского окружения должен быть существенно модифицирован по сравнению со стандартной процедурой идентификации общих рисков.
Очень остро за последние годы встал вопрос о критическом влиянии стейкхолдерского окружения на реализацию проектов, как в частной, так и в государственной сфере. Это обстоятельство побудило методологов Института проектного менеджмента в США в новой 5-й редакции Свода знаний по управлению проектами (PMBOK Guide) ввести особую область знаний «Управление стейкхолдерами проекта». Однако в силу того, что область эта является абсолютно новой и плохо исследованной, приведённые там инструменты и методы чересчур академичны, заформализованы и требуют элементарного перевода на «человеческий язык».
Ведущий мастер-класса предложил свой ориентированный на практику взгляд на проблему, а также познакомил с некоторыми инструментами анализа стейкхолдерского окружения бизнеса или проекта и рассказать о тонкостях их практического использования.
На мастер-классе были рассмотрены такие вопросы как:
1) Кто такие стейкхолдеры проекта? Их классификация и основные группы.
2) Почему при анализе стейкхолдерского окружения необходимо выделять три уровня: рыночный, внутрикорпоративный и личностный?
3) «Медитативный» процесс идентификации стейкхолдеров
4) Карта заинтересованных сторон (Stakeholder Map) – основной инструмент идентификации и анализа стейкхолдерского окружения.
5) Экспертная оценка основных параметров стейкхолдера как объекта риска.
6) Что такое реестр стейкхолдеров и какую информацию следует в него заносить?
7) Матрица «Поддержка / противодействие х Сила влияния». Как использовать этот инструмент для формирования стратегии выстраивания взаимоотношений со стейкхолдерами?
8) Метрика А.В. Пирогова оценки человеческих рисков бизнеса или проекта.
9) Важность источника получения информации.
Участники мастер-класса получили возможность трансформировать полученные знания в навыки во время анализа кейса «Компания «Иммобилити»».
Ждём Вас на наших следующих семинарах!